Ещё дальше Кривой продолжается насыпь, по которой в 1943 году построили рокадную дорогу на Духовщину , а в 1980-е — участок до станции Сошно .
12. Оглядываемся на мост:
13. С железнодорожной насыпи мы выходим в южную часть посёлка. По вот такой самодельной деревянной лесенке.
14. Южная — заречная, часть посёлка, полностью состоит из частного сектора. Люди на улицах видны, обстановка в общем вполне оживлённая. Здесь Жарковский мне немного напомнил Будогощь.
15. Местами есть и новые дома. Судя по иногда попадающимся номерам машин, здесь тоже немало дачников из других регионов, включая Москву.
16. К примеру, вот у машины на переднем плане — смоленские номера. До границы с соседней областью здесь всего 30 километров. А там уже и до Беларуси рукой подать.
17. Дом с вальмовой крышей. Вполне возможно, что ещё довоенный. Хотя в войну здесь мало что уцелело.
18. Затем мы вышли к мосту через Межу. Такой вид от него открывается на частный сектор, через который мы шли только что.
19. А это вид с моста на центральную часть ПГТ :
20. Мост. По нему проходит автодорога Западная Двина - Жарковский - Озёрный. Наличие автодороги и автобусного сообщения Жарковского с Тверью (через Западную Двину), вкупе с медленной скоростью поезда, полностью увело пассажиропоток с железной дороги.
21. Вид на реку, мост, по которому мы только что шли, а также деревообрабатывающий комбинат. Опоры у моста, судя по всему, довоенные, сохранились при бомбёжках.
Межа — приток Западной Двины. Меня, кстати, заинтересовало происхождение названия этой реки. Не по ней ли проходила граница ("межа") Смоленского княжества с Великим княжеством Литовским после того, как последнее захватило в XIV веке город Торопец с принадлежавшими ему землями? Но это так, предположение.
22. Улица Советская. Идём в самый центр Жарковского. Как уже говорилось, посёлок выглядит вполне цивильно и ухоженно, а впечатление разрухи, создающееся на станции, в целом обманчиво.
23. Центральная площадь посёлка. Дом культуры сталинской постройки обшили пластиковыми панелями. Благоустройство — это хорошо, но вот этого, на мой взгляд, можно было и не делать.
24. По соседству — новая церковь Владимирской иконы Божией Матери, построенная в 2012 году:
25. Примечательный военно-исторический памятник, посвящённый известному рейду кавалерии Льва Доватора в августе-сентябре 1941 года, который был начат именно с территории оккупированного немцами Жарковского района.
А в оккупации Жарковский пробыл недолго. В январе 1942 года, после контрнаступления советских войск под Москвой, а также освобождения Калинина (Твери) и Старицы, была начата Торопецко-Холмская наступательная операция , в ходе которой были освобождены территории от верховьев Волги и озера Селигер до границы со Смоленской областью (советским войскам даже удалось освободить небольшую часть Смоленщины) и почти до самых Великих Лук , — в том числе и Жарковский.
26. Послевоенное сталинское здание администрации Жарковского района Тверской области и миниатюрный серебристый Ильич на его фоне:
27. Разноцветная деревянная двухэтажная застройка. Жизнь идёт здесь тихо и размеренно.
28. Ленин поближе:
29. Но до отправления поезда тем временем осталось уже меньше пятнадцати минут, и нам пора возвращаться. Снова полузаброшенная станция, тупик и одинокий вагончик, стоящий на рельсах.
В 15-30 поезд отправляется обратно. Снова медленная езда через леса и болота, те же три с половиной часа нам предстоит ехать до самых Земцов, где мы вернёмся на Виндавскую магистраль.
|